Что называется обучением? Педагогический процесс. Задачи и цели обучения
Рассмотрим основные виды учебной деятельности, применяемые в работе российскими педагогами. Содержание российского образования предполагает сочетание знаний с навыками, умениями, творческой деятельностью, эмоционально-ценностным отношением к окружающему миру.
Общая характеристика
Объем и характер его формируются социальным заказом образовательной системы. В зависимости от эпохи, запросов общества, суть процесса обучения меняется. В качестве основного документа, который определяет содержание разных направлений и уровней обучения, выступает государственный образовательный стандарт. Именно на его основе осуществляется разработка учебных планов, программ, пособий.
Учебный процесс организуется так, чтобы ребенок имел возможность принимать активное участие в социальной, общественной деятельности, формировать свою гражданскую позицию.
Обозначим цели
На что направлен процесс обучения? Цели обучения формируются на основании социального запроса общества. Федеральные образовательные стандарты нового поколения в качестве приоритетной задачи выделяют формирование гражданской позиции у подрастающего поколения.
Цели, которые ставятся учителями в ходе педагогического процесса, включают социально-групповые, общечеловеческие, личностные, индивидуальные задачи. По мере развития общества наблюдается изменение содержания образовательного процесса.
Терминология
Обучение как педагогический процесс является сложным понятием, в котором непосредственное участие принимают субъекты и объекты обучения.
Учитель, который обеспечивает руководство деятельностью школьников, выступает в качестве одного из объектов обучения.
Учебный процесс состоит из четырех основных элементов:
- знаний;
- умений;
- творческой работы;
- эмоционально-ценностной деятельности.
Содержание образования направлено на приобретение человеком умений и навыков, которые будут нужны ему в конкретной сфере деятельности.
Адаптация научной информации в школьном процессе
Качество обучения зависит от правильности выполнения основных требований, которые предъявляются к его содержанию.
Дидактическая переработка учебного материала, его апробация, использование в определенной ситуации является важным условием успешной деятельности учителя. Данное требование связано с тщательным учетом всех отличительных особенностей, которые существуют между различными науками и учебными предметами.
От науки учебный предмет отличается совокупностью понятий, логикой изложения материала. Профессионализм педагога выражается не только во владении содержанием дисциплины, но и в умении отбирать ту часть информации, которая должна быть донесена до школьников в доступной форме.
Обучение и воспитание являются взаимосвязанными понятиями, позволяющими выполнять социальный заказ общества по созданию гармонично развитой личности.
Психологизация содержания образовательного процесса
Основные виды учебной деятельности учитывают психологические особенности школьников, уровень их подготовки, а также возрастные особенности учеников.
Подобная обработка научного материала не должна проводиться в ущерб научности, объективности, что является основной сложностью определения содержания обучения.
Результаты процесса обучения должны быть связаны с реальной действительностью. В учебном процессе должны сочетаться умения, навыки, творческий опыт. Основной акцент в настоящее время педагоги делают на саморазвитие и самосовершенствование подрастающего поколения.
Процесс обучения младших школьников направлен на сочетание теории и практики, приобретение школьниками творческого опыта, умения оценивать действительность, искать способы выхода из сложившейся ситуации.
Особенность современного обучения
Цель обучения определяет его содержание, средства, методы. Известный философ Сенека говорил о том, что для корабля, который не имеет гавани, никогда не будет попутного ветра. Это высказывание можно применить к целеполаганию в современном образовании.
Если у образования не будет определенной цели, оно не принесет результата.
В различные исторические эпохи в определенных странах перед обучением ставили разнообразные цели, учитывая специфику жизни народов. Эти цели существенно различались по масштабам.
Годы учебы в школе не должны пройти бесследно. Любая образовательная система направлена на развитие личности ребенка.
Страницы истории
В Древней Греции обучение чтению осуществлялось на спартанской основе. Эта система подразумевала подчинение интересов личности обществу. Афинский вариант в качестве основной цели воспитания рассматривал личность, а также всестороннее развитие тех способностей, которые были заложены природой. Даже в то время афинское воспитание демонстрировало свою жизнеспособность, поэтому стало основой современного индивидуального развития школьников.
По мере исторического развития общества были сформированы различные виды выявления целей и задач:
- Репродуктивное обучение, в котором главной целью обучения считалось усвоение основ наук, которые необходимы для жизни в обществе. Данное направление было названо академическим, оно существует и в современной России.
- Развивающее обучение. В виде основной цели рассматривается формирование творческих способностей ребят, акцент делается на развитие логики, мышления.
В настоящее время многие специалисты, занимающиеся теорией обучения, считают, что невозможно развивать творческие способности детей, не создав предварительно прочную базу из научных знаний. Рассуждая над тем, что называется обучением, остановимся на задачах современной школы.
Задачи образовательного процесса
Обучение чтению, письму в начальной школе основывается на основах дидактики:
- Школьники усваивают некоторый объем знаний о себе, иных людях, природных явлениях. Предполагается не только определенная сумма научных фактов, но и выявление связей между ними, использование их для решения определенных проблем.
- Развитие способностей школьников, их логики, воображения, мышления, практических и познавательных навыков, воли, чувств. Основное значение уделяется самообразованию. Данные навыки особенно актуальны в настоящее время, когда информация быстро устаревает, поэтому так важно заниматься постоянным самообучением.
- Усвоение профессиональных знаний по определенному направлению, подготовка к творческой деятельности.
- Развитие нравственных, культурных, эстетических, гражданских интересов и мотиваций.
При постановке целей обучения педагог ориентируется на получение конечного результата обучения. Четкая цель дает возможность выбирать содержание обучения, выделять главные дидактические элементы, а также определенные методы обучения, уметь упорядочить стороны образовательного процесса, придать ему единство и целостность.
Что называется обучением в современной российской школе? Национальной особенностью отечественной образовательной системы является переход от классического обучения к новым формам работы с подрастающим поколением.
Рассматривая, что называется обучением, следует отметить, что это процесс передачи знаний, навыков, умений, осуществляемый по определенным стандартам.
Стандарт устанавливается государством, он содержит обязательный минимум знаний по определенной отрасли знаний, специальности подготовки. В этом документе указывается временной промежуток, отводимый на процесс обучения, перечисляются дидактические единицы, рассматривается смысл каждого элемента.
Основные дисциплины подразделяются на несколько направлений:
- естественное научное;
- гуманитарное;
- специальные дисциплины.
В зависимости от социального заказа, возможны корректировки по времени на изучение отдельных предметов.
Основной целью введения новых образовательных стандартов в российских дошкольных и школьных учебных заведениях стало создание равных условий для развития всех школьников независимо от их материального достатка, вероисповедания.
На базе стандартов, созданных для каждой учебной дисциплины, формируются задания единого государственного стандарта, устанавливаются требования к уровню полученных знаний выпускников школ.
Структура и содержание
На основе стандартов педагоги составляют учебные планы, отводят в них определенный объем времени на региональный компонент. Подобный вариант организации образовательного процесса является гарантией того, что в любой школе сохраняются условия для дифференцированного обучения, учитываются индивидуальные возможности контингента учащихся.
Учебный план является основным документом любого отечественного образовательного учреждения. В нем указывается длительность года, продолжительность каникулярного времени, рамки семестров, четвертей, порядок и сроки экзаменационной сессии.
В качестве документа, который определяет содержание по различным дисциплинам, рассматривается учебная программа. Ее составляют педагоги, основываясь на государственном стандарте. В программе указываются основные темы уроков, домашние задания, виды деятельности учеников. Также в программе педагог перечисляет все наглядные пособия, учебную и методическую литературу, необходимую для успешной реализации поставленных целей и задач.
Разработкой базовых программ занимаются методисты высших учебных заведений. Школьные педагоги, основываясь на федеральных программах, вносят некоторые корректировки и дополнения с учетом индивидуальных особенностей школьников.
Среди основных носителей содержания современного обучения выделяют учебники. В них детально отображается информация по определенному предмету. Создается он на основе обязательного образовательного стандарта, программы по учебной дисциплине, имеет гриф специального надзорного государственного органа.
Учебник выполняет сразу несколько функций:
- информационную, которая заключается в предоставлении объема знаний, определенных основной учебной программой;
- обучающую, связанную с управлением познавательными действиями ребят;
- контрольную, направленную на проверку знаний школьников с помощью тестов, упражнений.
В идеальном варианте учебник должен стать настоящим помощником в организации качественного образовательного и воспитательного процесса для школьных педагогов. К сожалению, в наши дни далеко не все учебники, используемые в учебных заведениях, в полной мере соответствуют требованиям новых федеральных образовательных стандартов.
Чтобы гарантировать качественное усвоение содержания учебных предметов, помимо учебников, педагог пользуется в своей работе иными видами учебной литературы: справочниками, книгами для дополнительного чтения, атласами, сборниками упражнений и задач. От качества учебной литературы напрямую зависит результат обучения.
В настоящее время школьные учителя активно применяют в своей профессиональной деятельности не только бумажные, но и электронные образовательные ресурсы. Помимо ведения электронного дневника, педагоги разрабатывают собственные информационные сайты, публикуют на них учебные и методические материалы для учеников, родителей, коллег, они отлично знают, что называется обучением. Подобные инновации позитивно отражаются на качестве образовательного процесса, позволяют прививать современным школьникам интерес к преподаваемой дисциплине.
Заключение
Именно поэтому в Министерстве образования РФ было принято решение о разработке профессионального стандарта педагога. Данный документ включает в себя все основные требования к квалификации, уровню владения научным материалом по преподаваемому предмету, а также общекультурные навыки и умения.
В настоящее время данный документ находится в стадии обсуждения и рассмотрения, но после его утверждения каждый российский педагог будет проходить специальные тестирования, направленные на выявление соответствия его занимаемой должности.
Всеми вопросами, касающимися проблем обучения и образования, занимается дидактика. Она является составной частью педагогики, специализируется на основных теоретических проблемах обучения.
Основной ее задачей является поиск закономерностей, касающихся процесса обучения, применение их для успешного решения образовательных и воспитательных задач.
Для каждого предмета школьной программы определяются свои цели и задачи образовательного процесса, выбирается основное содержание предмета. Например, преподавание химии предполагает формирование у подрастающего поколения бережного отношения к живой природе, умения использовать свойства веществ для улучшения уровня жизни.
Учитель химии особое внимание в своей образовательной деятельности уделяет формированию практических навыков, безопасному применению химических веществ, приборов, материалов.
Для того чтобы познание этой сложной, но важной и интересной науки не было для школьников банальным заучиванием алгоритмов и правил, педагог активно использует в своей работе информационные ресурсы: видео, презентации, учебные фильмы, конструкторы кроссвордов и тестовых заданий.
В настоящее время существует множество интерактивных олимпиад и конкурсов, участие в которых позволяет педагогу развивать творческую активность своих воспитанников, формировать в них стремление к самостоятельному получению знаний.
Преподаватель в учебном процессе выступает в качестве ключевой фигуры. Именно от его профессионализма, корректности, увлеченности преподаваемой учебной дисциплиной напрямую зависит результат обучения и воспитания.
Педагогический процесс предполагает не только усвоение школьниками определенного объема научной информации. На протяжении всего времени обучения в школах, лицеях, гимназиях ребята получают практические навыки, которые помогают им успешно адаптироваться в современной жизни.