21 ноября 2024

Основная цель обучения с точки зрения педагогического призвания

О чем речь? В чем основная цель обучения — чаще задумываются родители или сами дети нежели педагоги. Хотя учитель – не просто профессия, а истинное призвание. И каждый наставник должен понимать, к чему и зачем хочет привести своего ученика.

Для чего? Обучение является процессом, в ходе которого происходит взаимодействие двух или нескольких человек. В результате этого взаимодействия у ученика формируется набор знаний навыков и умений. Но прежде всего необходима цель – системообразующий фактор педагогического процесса.

В статье рассказывается:

  1. Суть основной цели обучения
  2. Подходы, классификация и аспекты основных целей обучения
  3. Объективная и субъективная стороны обучения в целом
  4. 3 основных цели процесса обучения
  5. Основные задачи процесса обучения
  6. Таксономия Блума по основным целям обучения
  7. Движущие силы в реализации целей и задач обучения

Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.
Бесплатно от Geekbrains

Суть основной цели обучения

Обучение представляет собой целенаправленный процесс, позволяющий ученикам получать знания, навыки и умения, а также развивать свои творческие качества.

Перечислим некоторые особенности процесса обучения:

  • двусторонняя природа;
  • учитель выступает в качестве руководителя;
  • процесс организовывается планомерно;
  • целостность;
  • принятие во внимание возраста учеников;
  • подконтрольность процесса.

Цель процесса обучения — это идеальный результат, выступающий в качестве ориентира. Иными словами, это комплекс представлений о конечных итогах взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса. От данных представлений зависит характер и формы учебной деятельности.

Содержание основных целей обучения в школе и других учебных заведениях определяется не только педагогами, но и самими учениками. Для учителя цель представляет собой прогнозируемый результат деятельности.

В соответствии с ней педагог подбирает конкретные инструменты и методы обучения. Для ученика целью является, прежде всего, результат обучения, а не его планирование. Таким образом, становится очевидным, что цели обеих сторон образовательного процесса должны совпадать. В противном случае обучение будет неэффективным.

Подходы, классификация и аспекты основных целей обучения

Рассмотрим основные подходы к систематизации целей обучения. Для начала выделим три базовых типа целей:

  • Нормативные государственные. Эти разновидности предполагают наличие общих формулировок, которые отражены в государственных образовательных стандартах.

Узнай, какие ИТ — профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains

Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

Получить подборку бесплатно
Уже скачали 26834

  • Общественные. Определяются потребностями, интересами и требованиями субъектов образовательного процесса по отношению к профессиональной подготовке.
  • Социальные. Формируются субъектами образовательно-воспитательного процесса в зависимости от специфики конкретной учебной организации, профиля дисциплины, уровня подготовленности обучающихся и т.д.

Существует несколько аспектов целей обучения:

  • Предметный аспект. Речь идет об освоении учениками научных знаний, общей подготовке к практической деятельности, а также формировании научных убеждений.
  • Личностный аспект. Это развитие навыков рассуждения. Ученик должен научиться классифицировать, синтезировать, сравнивать и выполнять другие интеллектуальные операции. Кроме того, личностный аспект подразумевает овладение творческими и познавательными способностями, а также формирование некоторых психологических качеств (например, восприятие, воображение, память, внимание, двигательная сфера).

Цель обучения состоит не только в формировании необходимых знаний и умений, но и в создании определенной направленности. Таким образом, обучение должно способствовать развитию личности.

Недостаточно просто поставить цель. Ученики должны чувствовать потребность в ее достижении. Следовательно, необходимо сформировать устойчивый мотив. Некоторые специалисты утверждают, что около 90 % педагогов пренебрегают этим нюансом. В таком случае учитель сразу озвучивает тему занятий и дает определенный образец решения задач и проблем, который в дальнейшем будет использоваться учениками.

Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 10 марта
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей

Однако этот подход нельзя назвать правильным. Ученики должны знать цель обучения и быть с ней согласны. Лишь после этого педагог может приступать к изложению материала, а ученики — к выполнению всевозможных учебных операций (анализу, сравнению, сопоставлению, классификации, выделению главного, систематизации фактов и т.д.). При решении поставленных задач необходимо организовывать контроль (самоконтроль): прогнозирующий, пошаговый (пооперационный) и итоговый.

Объективная и субъективная стороны обучения в целом

Выделяют две стороны образовательной деятельности: объективную и субъективную. В первом случае можно выделить 3 основные цели процесса обучения:

  • Получение фундаментальных научных знаний. В процессе выполнения данной цели ученик должен развить идейные взгляды и научиться применять теоретические материалы в реальной жизни. Кроме того, обучающемуся необходимо выработать навыки самостоятельного поиска и анализа нужной информации.
  • Организация практической работы. Практика, которую проходят ученики, должна улучшать окружающую среду, способствовать развитию культуры и помогать вести полезную социальную деятельность.
  • Формирование научных взглядов и мировоззрения, которое базируется на результатах науки.

Субъективная сторона предполагает наличие трех основных целей и принципов обучения:

  • стимулирование рассудочной деятельности учеников, улучшение их интеллектуальных способностей;
  • усиление мотивации и расширение потребности в познавательной деятельности;
  • формирование у учеников нацеленности на самообразование, саморазвитие.

Для вас подарок! В свободном доступе до 10.03 —>
Скачайте ТОП-10 нейросетей, которые помогут облегчить
вашу работу
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

3 основных цели процесса обучения

Цель — это основополагающий элемент процесса обучения. Ее необходимо четко сформулировать и изложить перед всеми учениками и педагогами. Однако постановка цели — не самая простая задача. Выделим три основные группы целей обучения и воспитания:

  • Образовательные. Речь идет об усвоении различных знаний, овладении необходимыми навыками и умениями. В результате обучения ученик должен разбираться в культурных особенностях той или иной страны (в том числе о литературе, музыке, архитектуре, живописи, истории и т. д.), а также знать специфику изучаемого языка. Кроме того, обучающийся должен удовлетворить свои индивидуальные познавательные потребности.
  • Развивающие. Эти цели позволяют ученику сформировать память и мышление, а также реализовать свои творческие способности.
  • Воспитательные. Данные цели подразумевают формирование научных взглядов, а также нравственных и эстетических позиций.

В процессе подготовки учебных занятий учитель должен поставить перед собой все вышеперечисленные цели.

Основные задачи процесса обучения

Учитель должен выполнять задачи процесса обучения, которые соответствуют поставленным целям. Педагогу необходимо правильно стимулировать познавательную активность обучающихся, формировать благоприятную среду для получения знаний и навыков, а также способствовать развитию мыслительной деятельности, научного мировоззрения, памяти, творческих умений. Кроме того, учитель должен привить ученикам нравственные и эстетические ценности.

Перед выполнением своих профессиональных задач педагогу нужно определиться с целью учебной деятельности.

Нельзя не отметить управление процессом обучения и оценку усваиваемых знаний. Эти задачи также должны выполняться педагогом.

Выявление потребностей учеников в учебном материале — ещё одна немаловажная задача педагога. Необходимо понять, какие темы имеют самый высокий приоритет на текущей стадии процесса обучения.

Как уже ранее упоминалось, учителю нужно сформировать благоприятную среду, которая позволит ученикам овладевать необходимыми навыками. Речь идёт о создании положительной эмоциональной обстановки.

В процессе обучения ученики должны знать, какие цели им необходимо выполнить. Следовательно, задачи педагога должны соответствовать задачам обучающихся. Учителю необходимо расширять потребности учеников в познавательной деятельности, постоянно мотивируя их к получению новых знаний и навыков.

При этом обучающиеся должны успешно осваивать и применять тот материал, который излагает педагог. Кроме того, ученикам нужно уметь контролировать себя в процессе познавательной деятельности и правильно оценивать свои результаты.

Таксономия Блума по основным целям обучения

Таксономия Блума представляет собой систему основных целей обучения, которые распределены по степени сложности. Она может использоваться для определения конкретных задач и инструментов учебной деятельности. Кроме того, таксономия Блума применяется для формирования отдельных занятий или даже целых программ.

Вполне очевидно, что ученик хочет получить новые знания. Однако это далеко не единственная цель обучения. Знания бесполезны в отрыве от практики. Таким образом, ученику нужно научиться критически анализировать информацию, делать выводы и формировать собственные решения тех или иных проблем. Чтобы обучение было результативным, педагог должен правильно сформулировать цели образовательной деятельности.

Только до 7.03
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей

Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»

Чтобы зарегистрироваться на бесплатный интенсив и получить в подарок подборку файлов от GeekBrains, заполните информацию в открывшемся окне

Согласно Блуму, процесс обучения состоит из 6 этапов, которые можно представить в виде пирамиды. Перечислим ее уровни от основания к вершине:

  • Знание.
  • Понимание.
  • Применение.
  • Анализ.
  • Синтез.
  • Оценка.

Данная пирамида демонстрирует иерархию построения обучения в зависимости от активизации мышления учеников. Каждый уровень соответствует определенной стадии обучения. Все их них (за исключением нижнего) основываются на том опыте, который был получен на предыдущих ступенях.

Откройте для себя захватывающий мир IT! Обучайтесь со скидкой до 61% и получайте современную профессию с гарантией трудоустройства. Первый месяц – бесплатно. Выбирайте программу прямо сейчас и станьте востребованным специалистом.

Первые три стадии обучения позволяют сформировать навыки низшего порядка, для освоения которых ученику не нужно глубоко погружаться в материал. Последние три этапа относятся к навыкам высшего порядка. Для их освоения необходимо скрупулезное изучение и осмысление полученных знаний. Учитель должен провести ученика через все эти 6 стадий. Эта цель особенно важна в андрогогике.

Таксономия Блума учитывает действия, которые должен уметь осуществлять ученик, чтобы перейти на следующий этап.

Данная система используется для разработки заданий на уроках русского языка, математики и многих других предметов. Благодаря этому ученики постепенно проходят все стадии обучения, получая навыки низшего и высшего порядка.

Движущие силы в реализации целей и задач обучения

Чтобы реализовать цели и задачи процесса обучения, следует учитывать некоторые нюансы. Во-первых, важна сама личность педагога. Эффективность обучения напрямую зависит от его эрудиции, личностных качеств и компетенций. Если учитель является настоящим экспертом в своей сфере, то ученики будут больше заинтересованы в изучении материала. Кроме того, такой преподаватель сможет передать обучающимся дополнительные знания.

Чтобы выполнить основные цели обучения, педагог, с одной стороны, должен быть требовательным к ученикам, а с другой – относиться к ним с уважением. Это позволяет сформировать благоприятную среду для усвоения материала. Педагогу ни в коем случае нельзя выказывать неуважение к обучающимся. В противном случае эффективность занятий может существенно снизиться.

Методические приемы обучения также важны при реализации основных целей обучения и образования . Чтобы усилить интерес учеников, следует применять наглядные материалы, ТСО, рассказывать о необычных фактах и явлениях, а также ставить проблемные задания.

Обучающиеся должны получать удовольствие в процессе познавательной деятельности. Педагог должен подчеркивать их успехи. Благодаря этому ученики станут более уверенными в себе и не потеряют интерес к учебным материалам.

Читать статью  Доменный процесс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *