Таблица толщин лакокрасочного покрытия авто – что такое ЛКП, зачем оно нужно, заводские стандарты и предельные допуски
При покупке машины, толщиномер принесет максимум пользы если вместе с ним используется таблица толщины лакокрасочных покрытий автомобилей.
Сверяясь с ее данными, вы сможете уверенно обнаруживать скрытые места дефектов и битостей кузова, не давая себя обмануть. Так вы не только сэкономите приличные деньги, но и сможете точнее различить грани, когда нужно говорить о наличии дефекта, снижать цену или отказываться от сделки. С вами Илья Кулик, поехали!
Таблица толщин лакокрасочного покрытия – скачать бесплатно
В данном разделе вы можете бесплатно скачать таблицу толщин лакокрасочного покрытия автомобилей с расширенным объемом и информативностью. Документ был недавно обновлен и сейчас в нем содержатся параметры для более чем 600 моделей!
Для примера я приведу вам и урезанный графический вариант, содержащий информацию по основным моделям популярных марок (ВАЗ 2110, Нива, БМВ, KIA, Хендай, Форд и др.). Но для практических измерений лучше используйте полную версию.
Конечно, охватить все возможные модели не представляется возможным, т. к. их в мире более 20 тыс., и это только серийно выпускаемых вариантов. Если же у вас сложный случай и редкая модель, то точные нормы по заводской окраске вы сможете найти, посетив официальный сайт производителя или сделав запрос официальному дилеру.
Имейте в виду, что табличные данные могут отличаться от реальных параметров ваших замеров, но на незначительную величину и то, в подавляющем меньшинстве случаев. К примеру, для Audi A4 (1995) средняя толщина ЛКП оказалась 150 мк, при табличном значении в 100 – 140 мк – этот параметр в пределах нормы.
Внимание! Если измерения дают стабильно завышенные показатели, а хозяин убеждает вас в том, что кузов не перекрашивался, то оптимально будет перепроверить данные на идентичной модели (одинаковые год выпуска и сборочная площадка).
Что такое лакокрасочное покрытие кузова автомобиля?
Основа любого транспортного средства (ТС) – его кузов. Большей своей частью он соприкасается с окружающей средой не непосредственно, а через лакокрасочное покрытие (ЛКП) внешних и внутренних его сегментов.
Данное покрытие обычно наносится не на голое, а на подготовленное металлическое основание – грунтовый слой. В поперечном срезе кузов обычно состоит из:
- Основы – это металл кузова;
- Первого защитного слоя – это может быть цинкование или фосфатирование металла;
- Второго защитного слоя – это слои грунтовок;
- Третьего защитного слоя – слой ЛКП.
В некоторых моделях первый защитный слой не используется или используется частично, покрывая только ответственные места.
А вот из чего состоит непосредственно ЛКП:
- Краска – это базовое эмалевое покрытие;
- Лак – внешнее дополнительное покрытие.
Ко всему этому на слой лака могут наноситься полирольные и др. покрытия.
Однако в практическом понимании к ЛКП относятся и слои грунтовок (катафарезный, полиэфирный), т. к. они участвует в формировании общей толщины при измерениях. Также в эту толщину входит и фосфатный слой, обладающий диэлектрическими свойствами.
То есть, общая толщина ЛКП это то, что находится между внешней средой и металлом, или первым металлизированным (оцинкованным) слоем.
Какие функции выполняет лакокрасочное покрытие?
В зависимости от характера использования ТС, его ЛКП может наноситься по различным технологическим схемам. Представление об этом дает ГОСТ 9825-73.
Для современного легкового автомобиля ЛКП выполняет две базовых функции:
- Защитную – это основное предназначение кузовного покрытия;
- Эстетическую – номинально это второстепенный аспект, но на практике его часто считают главным.
Причем на каждый слой ЛКП налагается своя ответственность:
- Грунтовый – защитная и адгезионная функция;
- Эмалевый – защитная и цветообразующая функция;
- Лаковый – защитная и оттенкообразующая функция.
Долговечность кузова и всего авто, прямо зависит от ЛКП. Сюда входит не только правильный подбор его системы, но и технология нанесения – в особенности подготовка основы.
Вот что и в какой пропорции влияет на длительность эксплуатации кузова автомобиля:
- Подготовка основы – до 70% ответственности;
- Система ЛКП – 15% ответственности;
- Технология нанесения – 10% ответственности;
- Качество материалов – 5% ответственности.
Но несмотря на различие в цифрах, для ЛКП важны все указанные параметры. Например, неправильный подбор системы покрытия дает плохую сочетаемость его слоев, что приводит к преждевременному появлению трещиноватостей, пузырений и отслаиваний. Подобные дефекты стимулируют коррозию и резко сокращают срок жизни кузова.
Толщина лакокрасочного покрытия автомобиля
На заводском конвейере кузов автомобиля покрывают слоем ЛКП согласно установленной производственной технологии, которая определяет важный параметр – толщину общего слоя (ТП).
Нормативная ТП для различным марок автомобилей применяется разная. Общая закономерность тут такая: чем мощнее заводское ЛКП, чем большую защиту имеет кузов.
Измерения толщин лакокрасочных покрытий обычно проводят в:
- Микронах (микрометрах) – mk (1 мм = 1000 мк);
- Миллидюймах (микродюймах) – mils (1 mils = 0,0254 мм или 25,4 микрона).
Водителями России и СНГ обычно применяются микроны.
Толщина заводского покрытия является технологическим стандартом при производстве той или иной марки/модели. Она используется в качестве ориентира для определения мест дефектов и битостей как для б/у автомобилей, так и для новых (да, авто из салона тоже может оказаться подкрашенным).
Какие существуют стандарты толщины лакокрасочного покрытия?
Стандарты толщины ЛКП существуют разные и не все их можно применить с практической стороны при покупке машины.
Различают следующие стандарты толщин:
- Общие – отражают ориентировочную толщину основной массы ТС;
- Марочные – отражают диапазонную толщину для определенной марки авто;
- Модельные – отражают фактическую (технологическую) толщину для каждой конкретной модели.
Для ЛКП в общем плане (это 90-95% всех легковушек) приняты диапазоны толщин:
Предельным ориентировочно-средним значением принято считать 140 мк – до этой цифры ТП соответствует технологической с большой долей вероятности.
Показания в указанных пределах косвенно свидетельствуют о заводском покрытии и считаются условно-допустимыми для почти всех марок автомобилей.
Но есть и исключения. Так, ТП заводского ЛКП может быть значительно выше общепринятой для:
- Ряда внедорожников автопрома США;
- Английских («Land Rover») и германских («Mercedes») марок;
- Японских марок старых годов выпуска (толщина до 247 мк!).
И значительно ниже общепринятых величин:
- Китайский автопром (в среднем 40 – 50 мк);
- Автопром других развивающихся стран Юго-восточного региона.
Конечно, общие диапазоны ТП можно использовать только в качестве ориентировочного маяка.
Кстати: среднее значение толщин ЛКП для машин корейского, японского и российского автопрома составляет 100 мк, а европейского и американского 150 мк.
Почему разброс толщин ЛКП встречается в пределах одной модели авто?
Автомобилисту обязательно нужно иметь в виду, что разброс ТП для ЛКП может иметь место не только у разных марок/моделей.
Это может зависеть от:
- Страны производства одной и той же модели;
- Года выпуска модели;
- Разных партий выпуска.
Дело в том, что современный брендово-марочный автопром применяет трансграничные схемы производства (сети дочерних или франшизных предприятий), при котором технологии окраски на разных площадках могут незначительно различаться, что влияет на толщину ЛКП.
Допустим, на одной из множества сборочных площадок трансконтинентального автоконцерна решили опробовать новый режим температуры сушки – это несомненно даст изменения в ТП для ЛКП.
Например, одинаковые модели марки Toyota российской и японской сборок, могут иметь разную технологическую ТП. Однако подобные расхождения как правило имеют диапазон в 10-30 мк, при максимуме в 45 мк. Эти пределы касаются всех марок авто, вне зависимости от установленных производителем стандартных значений.
Но разброс ТП может наблюдаться даже в пределах одного конкретного авто.
Какой возможен разброс толщин ЛКП в пределах одного конкретного автомобиля?
Что касается разброса ТП для кузова одного автомобиля, то тут нужно учитывать различие между внешним и внутренним ЛКП – их общая толщина всегда различается.
Части кузова, которые не подвергаются прямому воздействию открытой среды имеют среднюю ТП меньшую на 30-50% от внешней. Обычно это средний диапазон в 50 – 100 мк.
К внутренним поверхностям, с более тонким покрытием относятся:
- Детали салона, включая дверные проемы и внутренние поверхности стоек;
- Пространство багажного отделения;
- Подкапотное пространство.
К примеру, внешнее ЛКП Hyundai Accent имеет ТП в диапазоне от 90 до 124 мк, а внутреннее покрытие – от 75 до 90 мк.
Причем и для внутренних и для внешних покрытий допускается:
- Общий средний разброс – 20-30 мк;
- Средний разброс для каждого сегмента – 10-15 мк.
Но даже на отдельных сегментах кузова заводская ТП может различаться в разных местах.
От чего может зависеть толщина ЛКП для одного автомобиля?
Основной причиной разницы в толщине ЛКП кузова одного авто является особенность окраски, а именно – момента пленкообразования. В зависимости от скорости этого процесса мощность грунтовых, эмалевых и лаковых слоев будет отличаться. Причем как по вертикали, так и по горизонтали.
Здесь работает простая физика – пока краска не «схватилась» и находится в жидкой фазе, она имеет тенденцию к растеканию под воздействием силы тяжести. Это и дает разные типы шагрени и перепады ТП в зависимости от геометрии кузовных плоскостей:
- Средняя толщина покрытий горизонтальных плоскостей будет больше средней толщины вертикальных.
- Толщина вертикальных плоскостей будет увеличиваться к низу;
- Толщина горизонтальных плоскостей будет увеличиваться к их краям.
Измерения на капоте и крыше имеют большие значения, чем на дверях. Причем средина крыши обычно дает наименьший показатель по всей машине, а нижняя область дверей наибольший.
Допустимый перепад для подобного разбега ТП составляет от 10 до 40 мк, а в среднем 20 — 30 мк.
Например, вполне нормальны следующие показания толщиномера:
Однако имейте в виду, что мощность ЛКП в местах сложных изгибов, из-за стекания краски в полости может достигать на их дне значений в 200 мк и это вполне нормально.
Какие значения толщины говорят о дополнительных слоях ЛКП?
Как правило, на автомобилях по какой-либо причине подвергавшихся подкраске и перекраске, локальная или общая ТП увеличивается в 2 и более раза.
О факте перекраски с высокой достоверностью свидетельствуют:
- Отличие локальных показаний от средних по кузову более чем на 40% («прыгающие значения»);
- Превышение средних показаний по авто отметки в 190 мк (99% вероятности);
Как ориентира вы можете придерживаться следующего:
- Факт вмешательства очевиден, если показания толщиномера дают превышение от указанной в таблице нормы на 50 – 90 мк;
- Исправлялись незначительные повреждения кузова, если показания превышают нормативные в диапазоне от 50 до 150 мк;
- Исправлялись значительные повреждения, если имеет место превышение нормы в диапазоне от 150 до 250 мк;
- На слой шпаклевки указывает толщина ЛКП от 250 — 300 мк и выше, что может свидетельствовать как о серьезной битости или гнилости, так и о непрофессиональном ремонте умеренных повреждений.
Шпаклевочные слои, кстати, могут достигать огромных значений вплоть до 1 мм и более. Для подобных толщин не у всех приборов имеется индикация и они выдают символ сбоя. Мощные шпаклевочные слои, при нагревании металлической основы, способствуют отслаиванию ЛКП.
Очень редко, но встречаются случаи, когда на кузов в заводских условиях нанесено двойное ЛКП. Отличить такую нестандартную окраску от кустарной можно по характеру шагрени, затеканиям и общему качеству.
На заметку: Если вы обнаружили не локальное подкрашивание участка, а полное облитие сегмента, то это свидетельствует о значительном повреждении ТС.
Если показания прибора меньше указанных в таблице значений
Чаще всего вмешательство в ЛКП дает превышающие значения, но не всегда. Бывает, что прибор фиксирует резкое уменьшение ТП в некоторых местах.
Тут можно держаться следующих ориентиров:
- Локальные места царапин и макросколов были зашлифованы без применения подкраски – обычно это значения меньшие на 60 — 70 мк от табличных данных;
- Отдельный сегмент кузова по всей площади имеет явно меньшую ТП от средней по авто или в сравнении с парной деталью – это может свидетельствовать о донорских элементах идентичного цвета, установленных на кузов без применения перекраски;
- Вся поверхность кузова дает одинаково низкое значение (от 30 до 70 мк ниже нормы) – скорее всего с машины полностью удалили ЛКП и окрасили без нанесения грунтовок.
Кстати: Специалисты из автоконцерна Audi убеждают, что действенную защиту кузову дает истинный слой ЛКП (без грунтовок) в 55 мк. Все, что выше этого значения излишне, а если истинное ЛКП достигает мощности в 100 мк, то это критически снижает вязкость покрытия, из-за чего уменьшается его устойчивость к вибрационным нагрузкам на кузов.
Что может влиять на толщину ЛКП дополнительно?
Сразу следует сказать, что умеренная запыленность или незначительная загрязненность не дают сколько-нибудь заметного увеличения ТП.
Слои полироли или нано-защиты могут дать незначительную прибавку на 10 – 50 мк. Зато на 100 или даже 200 – 300 мк толщину увеличивает пленочная защита (карбоновая и т. п.).
Резкое уменьшение показаний может дать абразивная полировка авто. В зависимости от применяемой технологии, покрытие «худеет» на 10 – 30 мк за одну процедуру.
Уменьшение общей ТП дает и просто возраст машины – происходит элементарное истирание в результате посещения автомоек и даже при простой очистке от снега.
Как правильно измерять толщину ЛКП?
Вы скачали и распечатали таблицу ЛКП, выбрали объект исследования и настроили толщиномер. Можно приступать к измерениям.
Прежде всего вы должны быть готовы к разбросам показаний в той или иной степени, т. к. машин с одинаковой ТП не бывает.
Итак, для успешной измерительной сессии требуется:
- Измерительный прибор – толщиномер, желательно современной универсальной модели;
- Таблица толщин ЛКП – желательно как можно более полная и подробная;
- Умение пользоваться толщиномером – или наличие того, кто умеет;
- Наличие знаний о повреждениях, встречающихся чаще всего – об их характере и местах хотя бы на базовом уровне (или наличие того, кто знает).
Все случаи отклонения от табличных норм разбирайте в отдельном порядке, т. к. повреждения и дефекты часто имеют различную природу.
С набором опыта, после нескольких сессий замеров на разных авто, вы освоитесь и научитесь интуитивно различать какие показания стоят вашего внимания, а какие нет.
Внимание! Если кузов машины сильно загрязнен, то перед промерочной сессией машину необходимо помыть и высушить.
Процедура измерения ЛКП
Замеры рекомендуется делать в микронах, а не в миллидюймах – микрометры дают больше цифровой точности.
Проводить измерения нужно в следующем порядке:
- Начинать советую с крыши авто – она наименее подвержена повреждениям, редко подкрашивается или перекрашивается и обычно служит эталоном-ориентиром для всех остальных замеров. Средний показатель крыши для заводского покрытия всегда меньше среднего по всему авто;
- Измеряются стойки – иногда верхние их части используются как проверочный ориентир для базовых показаний крыши;
- Измеряется передняя и задняя часть кузова – это наиболее частые места ремонта;
- Измеряются оставшиеся внешние сегменты – особое внимание уделите передним дверям и порогам;
- Измеряются внутренние плоскости – подкапотное пространство, багажник, салон, лючок бензобака.
Техника промера толщин обычно применяется следующая:
- Измеряется отдельно каждый сегмент авто;
- Для каждого подозрительного участка выполняется минимум 4 промера (1 в центре и 3 по периферии) – перепады для локальных участков не должны превышать 35 мк;
- Расстояние между обычными пробными участками не должно превышать 20-30 см. В подозрительных или ответственных местах амплитуду измерений лучше уменьшить до 10-15 см;
- Средние арифметические значения рассчитываются для каждого сегмента, и на основе этих данных выводится средняя толщина всего кузова (исключая внутренние поверхности);
- Сравнение толщин симметричных сегментов на совпадаемость – проделывайте это обязательно.
Полезные советы
- Совершено не битые автомобили старше двух лет на практике встречаются очень редко, поэтому не принимайте найденные участки устраненных дефектов или отремонтированных битостей близко к сердцу – это совершенно нормальное состояние для подержанных машин.
- Из-за незначительных скрытых повреждений не следует отказываться от симпатичного варианта – выгоднее скинуть цену в торге. Но если фронтальная часть ТС была в капитальном ремонте, то это серьезно.
- Найденные обширные повреждения крыши авто могут быть следствием аварийной «бочки», а машина-перевертыш всегда имеет нарушенную геометрию, имейте это в виду.
- Измерения нужно проводить после рассказа хозяина о состоянии авто, а не до этого момента. Если услышанные сведения начнут подтверждаться в ходе проверки, то вам повезло – продавец относительно честный человек. Но данный совет актуален для машин только после одного или двух хозяев.
В заключение предлагаю вам посмотреть два интересных видео о технологии заводской окраски известной отечественной и не менее известной зарубежной автомарки.
Заключение
Итак, теперь вы знаете, что такое лакокрасочное покрытие автомобиля, для чего оно нужно, из чего состоит и какие условия могут влиять на его толщину. Обладая этими знаниями, таблицей ТП и измерительным прибором, вы с высокой степенью вероятности не купите «кота в мешке», а при нормальном варианте сумеете аргументированно и выгодно поторговаться.
А вы измеряете толщину ЛКП при покупке автомобиля? Помогает ли вам при этом таблица толщин и в какой степени? Расскажите об этом в комментариях.
Видео-бонус: 5 запрещённых экспериментов нашего времени:
На этом все. Делитесь статьей с друзьями в соцсетях, подписывайтесь на блог, кто этого еще не сделал, и держите за хвост водительскую удачу при покупке авто!